Эквалайзер - пожалуй, один из самых старых и широко известных приборов обработки звука, история которого восходит к 30-м годам нашего века. Своим названием этот прибор обязан своему первоначальному назначению - выравнивать (англ. equalize) амплитудно-частотную характеристику канала передачи сигнала. Впервые необходимость в применении эквалайзеров возникла в ходе опытов по передаче телефонных сигналов на значительные расстояния. При передаче сигнала по длинному участку провода высокие частоты имеют тенденцию ослабляться сильнее, чем низкие, и для восстановления естественного тембра голоса на приемном конце необходимо соответствующим образом корректировать амплитудно-частотную характеристику.
Регуляторы тембра
Простейший пример эквалайзера - это всем хорошо известные регуляторы тембра (высоких и низких, иногда - средних частот), которые есть почти в каждом бытовом и автомобильном усилителе, приемнике или магнитофоне. С их помощью можно отрегулировать звучание системы таким образом, чтобы оно соответствовало вашим вкусам и - в некоторой степени - особенностям помещения, в котором вы находитесь. Регуляторы низких (Bass) и высоких (Treble) частот управляют двумя пороговыми фильтрами, АЧХ которых показана на рисунке 1. Как видите, коэффициент усиления порогового фильтра зависит от частоты сигнала.
Частота, на которой происходит изменение коэффициента усиления фильтра (это изменение может быть достаточно плавным!), называется порогом или частотой среза. По идее, можно создать регулятор тембра, который позволит управлять не только уровнем усиления сигнала на определенной частоте, но и этой частотой, но на практике пороговые частоты регуляторов тембра обычно жестко настраиваются производителем оборудования.
Помимо регуляторов тембра НЧ и ВЧ во многих усилителях и других системах встречается также регулятор тембра средних частот. Фильтр, которым управляет этот регулятор, принято называть полосовым. Он предназначен для усиления или ослабления сравнительно узкой полосы частот звукового спектра. Параметры полосового фильтра определяются двумя характеристиками - срединной частотой и шириной полосы (добротностью). В бытовых системах обычно можно управлять только коэффициентом усиления полосового фильтра, а частота и добротность фиксированы. На рисунке 2 показана АЧХ полосового фильтра.
Регуляторы тембра - крайне примитивный вид эквалайзера, так как состоят лишь из двух или трех управляемых фильтров. В связи с высокой простотой конструкции фильтры, входящие в состав регуляторов тембра, обычно соединяют между собой последовательно.
Графические эквалайзеры
Графические эквалайзеры представляют собой существенный шаг вперед по сравнению с регуляторами тембра с точки зрения гибкости и возможностей, хотя их конструкция и не содержит ничего принципиально нового. Графический эквалайзер - это просто набор полосовых фильтров с фиксированными срединными частотами и переменным коэффициентом усиления, которым можно управлять при помощи ползунка. В качестве регуляторов принято использовать именно ползунки, так как положение их ручек представляет собой некое подобие создаваемой эквалайзером АЧХ. Именно поэтому такие эквалайзеры принято называть "графическими" - пользователь как-бы рисует ползунками необходимую ему кривую АЧХ.
Графические эквалайзеры можно встретить в бытовых системах Hi-Fi, однако основные области их применения - это звукозапись, звуковоспроизведение и акустическая коррекция помещений. При выступлении группы или воспроизведении звука в некотором помещении необходимо достичь как можно более плоской АЧХ этого помещения, устраняя при помощи графического эквалайзера резонансные частоты, на которых помещение и громкоговорители имеют тенденцию "заводиться". Индивидуальные эквалайзеры в "комбиках" и инструментах удобно использовать для оперативного изменения характера звучания - например, при солировании.
Несмотря на концептуальное сходство, с точки зрения схемотехники графический эквалайзер несколько отличается от регулятора тембра. Как уже говорилось выше, графический эквалайзер - это набор полосовых фильтров, которые полностью изолируют друг от друга определенные полосы частот. АЧХ идеального полосового фильтра показана на рисунке 3. Для того, чтобы иметь возможность управлять частотной характеристикой во всем звуковом спектре, такие фильтры необходимо соединить параллельно (рисунок 4). На вход всех фильтров подается один и тот же сигнал, и задача каждого фильтра состоит лишь в том, чтобы усилить или ослабить "свой" участок спектра в соответствии с положением регулятора коэффициента усиления (ползунка).
Параллельное соединение фильтров в графическом эквалайзере, в отличие от последовательного соединения в регуляторе тембра, позволяет также уменьшить фазовые ис кажения, вносимые эквалайзером в сигнал. Дело в том, что помимо амплитудно-частотной характеристики любой фильтр вносит в сигнал определенную фазовую задержку, и в случае последовательного соединения фильтров эти фазовые искажения суммируются. В ряде случаев (например, при создании эффекта фазера) это приемлемо, но в большинстве случаев нам необходимо, чтобы сигнал воспроизводился как можно точнее. Если при соединении двух-трех фильтров суммарные фазовые искажения незначительны, то для 15 или 31 полосы графического эквалайзера приемлемым оказывается только параллельное соединение.
Срединные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно "равномерно" распределены по октавным интервалам. Существуют эквалайзеры с "шагом" в одну треть или одну шестую октавы. Каждая октава соответствует степени двойки, поэтому шаг в октаву со срединной частоты 100 Гц будет выглядеть следующим образом: 200 Гц. 400 Гц. 800 Гц и т.д. Для шага в 1/3 октавы коэффициент умножения будет равен 2 в степени 1/3, что примерно равно 1.26. При первой срединной частоте в 100 Гц следующие частоты будут равны 126 Гц, 159 Гц, 200 Гц и т.д. Предпочтительные для использования в эквалайзерах частоты фильтров описаны в специальном стандарте ISO.
Параметрические эквалайзеры
Параметрические эквалайзеры обладают наибольшей среди своих собратьев гибкостью, однако для работы с ними необходим определенный опыт и знания. Параметрический эквалайзер позволяет управлять не только коэффициентом усиления фильтра, но и его срединной частотой, а также добротностью (шириной регулируемой полосы). При наличии некоторого опыта вы сможете точно устанавливать значения этих параметров таким образом, чтобы подчеркнуть звук отдельного инструмента или удалить нежелательную помеху (например, фон 50 Гц или частоту "завода" комнаты) с минимальным воздействием на остальные элементы звуковой картины. На рисунке 5 показаны несколько вариантов АЧХ однополосного параметрического эквалайзера.
Регулятор "присутствия"
Среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка "присутствия" (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. На самом деле это не что иное, как регулируемый полосовой фильтр, срединная частота которого лежит где-то в диапазоне от 2 до 6 кГц. Регулятор "присутствия" в гитарном или басовом комбике может помочь сделать звук инструмента более ярким и заметным в миксе.
Кроссоверы
Хотя кроссоверы и не являются эквалайзерами в непосредственном значении этого слова, их работа основана на тех же принципах и они вполне заслуживают упоминания в этой статье. Как известно, практически невозможно создать громкоговоритель, который одинаково хорошо воспроизводил бы все диапазоны частот - и высокие, и средние, и низкие. Если искусственно сузить диапазон воспроизводимых громкоговорителем частот, то задача его разработки упростится, однако для воспроизведения звука во всем спектре потребуется уже несколько различных громкоговорителей. Именно поэтому почти все мониторы и колонки (включая бытовые) состоят минимум из двух громкоговорителей. Самый большой из них служит для воспроизведения низких частот, а самый маленький - для воспроизведения высоких. Иногда к ним добавляется третий - для воспроизведения средних частот. Однако для нормальной работы громкоговорителя необходимо, чтобы на него подавались сигналы только в том диапазоне частот, на который он рассчитан. Для разделения широкополосного сигнала на несколько полос с различными частотами и применяются кроссоверы.
Кроссовер - это устройство, которое разделяет входной сигнал на несколько выходных, причем каждый выходной сигнал содержит колебания только определенного диапазона частот. Кроссовер представляет собой набор полосовых и пороговых фильтров (по количеству выходных каналов) с общим входом и отдельными выходами. Типичная схема кроссовера показана на рисунке 6.
Применение эквалайзеров
Эквалайзер можно использовать практически на любом этапе любого процесса обработки звука - от записи "живого" концерта до сведения многоканальной студийной записи и даже до составления сигнала-"посыла" на процессор эффектов. В подавляющем большинстве случаев эквалайзеры применяют для того, чтобы исправить звуковой сигнал, который не соответствует определенным требованиям.
Золотое правило применения эквалайзера - "лучше меньше, да лучше". Если вам нравится, как звучит инструмент в необработанном виде, то применение эквалайзера едва ли сделает его звук еще лучше, а вот испортить может вполне. Кроме того, многие предпочитают вообще не использовать эквалайзер (или делать это в минимальном объеме) при записи сигналов на ленту - пусть на ленте остается "чистый" сигнал, а уж с его дальнейшей обработкой еще будет время разобраться при сведении. Это убеждение основано на опыте - сколько бы вы ни пытались записывать на ленту сигналы после эквалайзера, это в конечном итоге приведет только к новым проблемам при сведении.
Второе правило - серебряное - звучит так: "Лучше вычитать, а не добавлять". Если гитара звучит слишком "тонко", попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить усиление (в линейке пульта или в комбике) - эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Еще один типичный пример - вырезание эквалайзером "верхов" из звука хай-хета. Чем больше разного мусора вы удалите из микса - тем лучше (в большинстве случаев) он будет звучать. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в других дорожках, которые "пересекаются" с ним по звучанию. Поверьте, это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента.
Ряд правил, которыми имеет смысл руководствоваться при работе с эквалайзером.
1. Правило противоположностей. Из дорожек, которые звучат "высоко" (например, гитары или железо ударной установки) обычно приходится вырезать высокие и высокие средние частоты, добавляя низкие и низкие средние, и наоборот. Это, на самом деле, не твердое правило, а только рекомендация, однако ее применение часто упрощает поиск нужного вам сочетания ручек на пульте. Мешающие друг другу в миксе дорожки можно разделить, подчеркивая и вырезая в них разные диапазоны частот.
2. В звуке бас-гитары обычно приходится поднимать средние и высокие частоты. Это необходимо для того, чтобы ее было слышно на системах с маломощными дешевыми динамиками.
3. Бас-барабан обрабатывается эквалайзером примерно так же, как бас-гитара, то есть в нем следует поднимать средние и высокие частоты. Для получения хип-хопового звука у "бочки" обычно поднимают также низкие частоты, но очень незначительно.
4. Малый барабан будет звучать "теплее", если прибрать у него высокие частоты и добавить немного низких средних. Это помогает смягчить раздражающее "щелкание" его ударов. Иногда можно добавить немного низов, чтобы сделать звук малого еще плотнее, однако это зависит от того, какой именно барабан вы записываете. Правило противоположностей справедливо здесь в полной мере.
5. Правильно записанный хай-хет практически никогда не нуждается в обработке эквалайзером. Можно убрать немного высоких частот, чтобы избавиться от раздражающего шипения.
6. Гитары с точки зрения обработки эквалайзером аналогичны малому барабану. (Спокойнее, гитаристы, речь идет только о звуке!) Применяйте правило противоположностей и старайтесь добиться наилучшего звука при помощи комбика, а не при помощи пульта.
7. Конкретные рекомендации относительно обработки голоса давать сложнее всего, так как необходимость и способ применения эквалайзера зависят от характера вокала. Обычно приходится немного приподнимать средние и высокие средние, а также вырезать определенные участки средних у гитар (вокал имеет тенденцию теряться среди звука гитар).
8. Струнные, особенно качественные струнные сэмплы синтезаторов и тон-генераторов, практически никогда не нуждаются в обработке. То же самое относится и к фортепиано. Если струнные или клавишные исполняют фоновую партию, из них можно вырезать низкие и средние частоты.
9. Сигнал, возвращающийся из ревербератора или другого внешнего эффекта, обычно не обрабатывают. Для того, чтобы избавиться от шума, иногда можно прибрать в нем высокие частоты.
10. "Экстремальные" положения органов управления эквалайзером могут создавать собственные интересные звуки, характер которых может лишь отдаленно напоминать сигнал на входе. Экспериментируйте, но помните об умеренности (особенно если вы работаете с обычным, а не с экстремальным музыкальным материалом).
11. Фон переменного тока можно почти полностью убрать, вырезав из сигнала узкий участок в районе 50 Гц (иногда приходится вырезать еще и 100 Гц). При этом может пострадать звучание баса и бас-барабана, однако большинство слышимых звуков музыкальной композиции обычно находится выше 50 Гц.
12. Не жалейте времени на подбор установок эквалайзера. Вариантов может быть очень много, и только некоторые из них ведут вас к тому звуку, которого вы добиваетесь.
13. Не так уж и часто приходится иметь дело с духовыми, но если у вас дошло до этого дело, есть смысл не обрабатывать их эквалайзером вообще. Лучше позаботиться о хорошем микрофоне.
14. НИКОГДА не обрабатывайте сигнал, звучание которого не вызывает у вас претензий, только лишь потому, что располагаете такой возможностью ("как, мы платим $15 в час, а эквалайзер стоит без дела?!").
Частоты и звуки
Теперь, когда мы хотя бы в общих чертах разобрались с принципом работы и основными правилами применения эквалайзеров, давайте внимательнее рассмотрим их применение для коррекции тембра отдельных инструментов и голоса. Каким именно образом влияет частотная характеристика звукового сигнала на его восприятие? Почему одни частоты делают звук чище, а другие его "пачкают"? Почему вокал иногда звучит так неразборчиво? Вопросов, как видите, достаточно.
Вокал
Грубо говоря, частотный спектр человеческого голоса можно условно разделить на три диапазона, согласно входящим в них звукам - взрывным, гласным и шипящим. Взрывные звуки лежат в диапазоне от 125 Гц до 250 Гц и "отвечают" за разборчивость речи, так как именно они позволяют нам определить, кто именно говорит. На долю гласных, которые лежат в диапазоне от 350 Гц до 2000 Гц, приходится максимальное количество голосовой энергии. Шипящие в диапазоне от 1500 Гц до 4000 Гц несут сравнительно мало энергии, однако от них зависит четкость и разборчивость речи.
Частотный диапазон от 63 Гц до 500 Гц содержит около 60% всей энергии голоса, однако на его долю приходится лишь 5% информационного наполнения речи. Диапазон от 500 Гц до 1 кГц содержит около 35% информации, а остальные 60% информационного наполнения приходятся на долю "шипящего" диапазона от 1 кГц до 8 кГц, который несет лишь 5% энергии.
Уменьшая уровень сигнала в области низких частот и "поднимая" диапазон 1..5 кГц, мы можем повысить субъективно воспринимаемую четкость и разборчивость речи или вокала. Подъем частотной характеристики в области 100..250 Гц делает вокал гулким и "грудным". Вырезание участка 150..500 Гц приводит к тому, что голос начинает звучать "как в трубе", открыто и пусто. "Провалы" отдельных участков АЧХ в диапазоне 500..1000 Гц делают голос жестче, а подъемы в области 1 кГц и 3 кГц придают вокалу металлический "носовой" оттенок. Вырезание участков в диапазоне 2..5 кГц делает голос вялым, безжизненным и неразборчивым, а усиление частот 4..10 кГц приводит к появлению яркости и "искристости".
Обработка вокала эквалайзером
Прежде чем перейти к таблице с характерными для вокала частотами, хотелось бы напомнить вам, что для получения оптимального результата все частотные коррекции следует производить параметрическими эквалайзерами с как можно более полными возможностями настройки и управления (частота, добротность, коэффициент усиления).
80 .. 125 Гц Ощущение мощности в вокале некоторых выдающихся басовых исполнителей.
160 .. 250 Гц Взрывные звуки голоса.
315 .. 500 Гц Отвечает за субъективно воспринимаемое "качество" вокала.
630 Гц .. 1 кГц Отвечает за естественность звучания голоса. Слишком большой подъем АЧХ в области 315 Гц .. 1 кГц приводит к неестественному "телефонному" звучанию.
1.25 .. 4 кГц Диапазон акцентирования вокала. Важен для разборчивости голоса. Слишком большой подъем в области 2..4 кГц может пивести к маскированию таких звуков, как "М", "Б", "В". Слишком большой подъем в области 1..4 кГц обычно вызывает у аудитории ощущение слуховой усталости. Проще всего подчеркнуть голос, подняв в нем участок в области 3 кГц и вырезав этот же участок в звуке остальных инструментов.
5 .. 8 кГц Диапазон акцентирования. Весь интервал от 1.25 до 8 кГц отвечает за четкость и разборчивость вокала.
5 .. 16 кГц Слишком большой подъем АЧХ в этой области может привести к неприятному "песочному" звучанию.
Музыкальные инструменты
Снятие звука музыкальных инструментов микрофонами - это целая область звукооператорского искусства, и эквалайзеры, как художественные инструменты, играют в ней достаточно большую роль. Грамотное применение эквалайзера может помочь оператору достичь именно того звучания, к которому он стремится. Многие инструменты генерируют сложные звуки со сложными частотно-пространственными характеристиками, которые практически невозможно воспроизвести при подзвучивании близко расположенными микрофонами. Для того, чтобы компенсировать эти частотные неравномерности, и применяются эквалайзеры. Ваша цель должна состоять в том, чтобы снять микрофоном как можно более естественный звук и потом исправить эквалайзером все имеющиеся в нем нелинейности.
Четкость и разборчивость звука большинства музыкальных инструментов определяются составом их гармоник. Человеческое ухо обладает способностью самостоятельно "подставлять" в звук плохо слышимые основные частоты при условии, что для этого в воспринимаемом сигнале есть достаточное количество их гармоник. Характерный пример - ударные инструменты, звук которых можно с легкостью очистить и "поднять" над миксом за счет простого снижения уровня низкочастотных составляющих.
В таблице ниже приведены характеристики основных (с точки зрения человеческого уха) областей звукового диапазона.
31 .. 50 Гц Эти частоты придают музыке ощущение мощности и силы. При излишнем подчеркивании могут сделать звук неразборчивым и "скучным", а также в ряде случаев могут маскировать высокочастотные гармонические составляющие сигнала.
80 .. 125 Гц Подъем АЧХ в этой области обычно приводит к нежелательному "гудению" звука.
160 .. 250 Гц Это - наиболее сложный участок звукового диапазона. С ним связано значительное количество проблем и неясностей. С одной стороны, слишком много звука в этой области сделает ваш микс скучным, а с другой - вырезание этих частот отнимет у звука теплоту и мягкость. Кроме того, именно здесь находятся основные составляющие звука басовых инструментов - бас-гитары и ударных.
300 .. 500 Гц Основные (фундаментальные) частоты струнных и перкуссии.
400 Гц .. 1 кГц Основные частоты и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Эта область наиболее важна с точки зрения "естественности" звучания композиции. "Голос" практически любого инструмента лежит в области средних частот. Следите за тем, чтобы не переусердствовать с подъемом АЧХ в этой области, так как при этом звук может стать неестественным.
800 Гц .. 4 кГц Этот диапазон хорош для акцентирования и придания теплоты звучанию отдельных инструментов. Слишком большое количество звука в этой области может легко вызвать у слушателей акустическое утомление, а избыточный подъем АЧХ в области 1 или 2 кГц скорее всего приведет к неестественно тонкому звучанию инструментов.
4 кГц .. 10 кГц Область акцентирования перкуссии, "железа" и малого ("рабочего") барабана. Регулированием АЧХ в области 5 кГц можно добиться "приближения/удаления" и "размытия/концентрирования" звукового сигнала.
8 кГц .. 20 кГц Эта область во многом ответственна за субъективно воспринимаемое "качество" звучания фонограммы. Правильная настройка АЧХ в этой области должна придавать композиции ощущение глубины и пространства. Слишком много звука в области высоких частот делает звучание неестественно тонким и "песочным".
Ниже описан еще ряд характерных частот, управляющих звучанием тех или иных музыкальных инструментов.Во многих случаях - например, при озвучивании живого концертного выступления - имеет смысл заранее настроить канальные параметрические эквалайзеры пульта на эти частоты, чтобы сэкономить время при настройке звука. Помните - это не готовые решения ваших проблем, это лишь начальные позиции для ваших собственных экспериментов.
Басовый барабан ("бочка")
Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов - например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц - это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более "музыкальный" сигнал). Характерный для бочки "щелчок" лежит в диапазоне 5..7 кГц.
<Малый ("рабочий") барабан
Звучание малого барабана, с одной стороны, обычно достаточно характерно и отчетливо выделяется среди остальных инструментов. С другой стороны, его легко "замазать" и испортить слишком большим количеством низких частот. Вообще говоря, звуки ниже 150 Гц практически непригодны в любой современной ситуации звукозаписи, и в канал малого барабана можно рекомендовать включение фильтра ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Благодаря резкому и отчетливому звучанию малого барабана необходимая частотная коррекция может свестись к вырезанию нескольких участков спектра. Обычно для этой цели используют частоты 400, 800 и 1300 Гц (или одну-две из них). Если малый звучит слишком уж "прозрачно", есть смысл немного прибрать частоту в районе 5 кГц и поднять участок около 10 кГц, чтобы сделать его поярче.
Хай-хет
В звуке хай-хета очень мало низкочастотных составляющих, поэтому можно смело включать в его канале фильтр ВЧ с частотой среза около 200 Гц - это поможет избавиться от "грязи", проникающей в микрофон в ходе записи. Наиболее важная составляющая звука хай-хета - это средние частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, причем наиболее характерным является участок в районе 600..800 Гц. Для того, чтобы сделать звучание хета более ярким, можно использовать полосовой фильтр с частотой около 12.5 кГц.
Альты и томы
Наиболее характерный для большинства альтов и томов диапазон - это 300..800 Гц. Как и у малого барабана, в звуке томов нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать фильтром ВЧ (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта). Слишком большое количество "низов" в звуке томов будет маскировать их гармонические составляющие и естественные обертоны. Стремитесь не к мощному, а к "красивому" звучанию.
Оверхед
Не будет преувеличением сказать, что оверхеды (микрофоны, размещаемые над ударной установкой при записи) - одни из наиболее важных (с точки зрения звука ударных) микрофонов, так как именно они определяют общий характер звучания барабанов и придают ему объем и пространство. В звуке этих микрофонов принято вырезать участки в диапазоне около 400 Гц, а также использовать фильтр ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Еще раз - эти микрофоны служат не для наполнения звука энергией, а для придания ему окраски. Вырезайте все, что может маскировать гармонические составляющие звуков барабанов и делать их звучание скучным. Попробуйте прибрать участок в районе 800 Гц и подчеркнуть полосовым фильтром диапазон выше 12.5 кГц.
Бас-гитара
Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к "замазыванию" баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме - "бугор" в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.
Гитары / фортепиано / прочее
Основные частоты всех этих инструментов лежат в диапазоне средних частот, поэтому из них вполне можно вырезать все ненужное в области низких. Даже если вы не воспринимаете на слух низкочастотную составляющую звука гитары, она все равно оказывает воздействие на общий характер звучания микса и может маскировать звук других инструментов. Низкие частоты выполняют у этих инструментов роль "поддержки", а основной тон лежит выше, в области 400..800 Гц. Кроме того, представляет интерес и область в районе 1 кГц .. 5 кГц. Все, что выше нее, отвечает за яркость и четкость звучания инструмента. Следите за звуковой перспективой. Не оказалась ли бочка ярче вокала? Или это не бочка, а пианино? Ах, это на самом деле железо.
Заключение
Эквалайзер - не только один из самых старых (как мы уже говорили в начале статьи) приборов. Кроме того, этот прибор - один из наиболее сложных в применении. Ключ к успешному созданию музыкальной композиции лежит в правильном понимании принципов частотной коррекции звука и применении именно тех средств, которые вам необходимы. Научитесь отличать проблемы, вызванные неправильным выбором или размещением микрофона, от проблем, вызванных неправильной частотной передачей сигнала. Эквалайзер - не панацея, а средство коррекции звучания. Он может удалить лишнее, но с его помощью крайне сложно добавить в микс то, чего там никогда не было.
<< Вернуться в начало