Вы можете приобрести самую дорогую в мире систему, но, если вы расположите ее в небольшой кубической комнате - стоимость уже не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС - единственный наиболее важный фактор в получении хорошего звука в вашей комнате.
Цель хорошей комнаты для прослушивания: минимизировать окраску, которая является самой сильной в басовом регионе между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах комната также имеет влияние, но резонансы являются намного менее проблематичными, так как намного легче добиться поглощения высокочастотных резонансов. Любая комната будет резонировать во многих частотах. Точность и высота резонансного пика зависят от поглощающих свойств комнаты.
Лучшее решение состоит в том, чтобы обеспечить комнату разумным балансом дисперсии и поглощения. Комната с голыми стенами будет иметь сильное эхо, которое ухудшает ясность. Картины на стенах, книжные полки, драпировка, напольные покрытия обеспечат звуковое поглощение и рассеят вредные отражения. Неприкрытые окна, голые полы и стены не желательны. АС должны располагаться в акустически мертвой зоне, занимающей примерно 1/3 пространства комнаты.
Чем ближе поглощающая поверхность (ковер) к АС, тем лучше. Различные типы ковров и сама подкладка (основа) ковра больше всего влияют на верхнюю середину и в/частоты. Ковры и шторы уменьшают реверберации в комнате и, как следствие, передачу звуковой энергии стенам. Ковровые покрытия почти не влияют на низкие частоты, но средние частоты могут переглушить.
Как расположить АС в комнате надлежащим образом?
Во многих случаях важнее обратить внимание на акустику комнаты, чем потратить в 2 раза больше денег на новые АС. Окружающая среда сзади и по бокам АС должна быть симметрична. Это означает, что, если АС расставлены не симметрично, ранние отражения от задней стены у первой АС будут отличаться от отражений второй АС и критические части стереосигнала будут повреждены. Обязательно, чтобы расстояние от вас до обеих АС было максимально идентичным. В хороших системах отклонение в несколько см будет отчетливо слышно.
Направленный звук от АС, прежде всего, ответствен за imaging (образность звуковой картинки), в то время как отраженный звук больше всего влияет на изменение тонального баланса АС - в смысле плотности звука или его истощения и т.д.
Зона прослушивания
Слушатель должен сидеть точно посередине между АС, расстояние до слушателя чуть больше, чем расстояние между АС.
Если вы сидите прямо у стены, вы должны немного заглушить место на стене непосредственно позади вашей головы.
Помните одну вещь - близость головы к тыловой стене имеет два положительных эффекта. Во-первых, вблизи у стен самое высокое звуковое давление, а скорость звуковых волн самая минимальная. Расположение в зоне максимального давления дает лучшее восприятие глубокого баса. Во-вторых, отраженные звуковые волны короче, чем окружность головы, так что мозг не может измерить задержку времени между ушами. Когда мозг не может определить отражения - он игнорирует их. Чем дальше вы сидите, тем больше свободное пространство комнаты воздействует на звук, особенно это относится к средним и высоким частотам, но близко - тоже плохо - звук не успеет оформиться в картинку. Большое значение имеет высота АС. Лучше всего, когда в/ч динамик расположен чуть выше уха (но не всегда) - экспериментируйте, выше или ниже сидеть.
Определение расстояния между АС
Поставьте запись с хорошей фокусировкой центрального образа - например вокал. Расположите АС примерно на 1.8-2 метра друг от друга, чтобы они были направлены в точку немного позади вашей головы. Слушайте, достаточно ли звук сфокусирован. Раздвиньте АС дальше - сантиметров на 30 - и слушайте снова и т.д. Когда центр начнет тончать и расплываться и становиться разбросанным, знайте, что дальше раздвигать АС нельзя.
В 2-полосных АС ваши уши должны находиться на условной линии между в/ч и вуфером, в 3-полосных - на линии между в/ч и с/ч динамиком. Имейте в виду, что лучшее местоположение для создания просторного soundstage, не может быть идеальным местоположением для баса. Мы должны найти такой компромисс, при котором эти характеристики максимальны в нашем представлении. На личный вкус можно иногда пожертвовать одним ради другого.
Развязка от пола - самый важный момент при установке АС. Самое главное, что дает жесткая установка колонок, - это четкая фокусировка, ясность, детальность, слитность, хорошо тикулированный бас.
Чем дороже ваша система, тем больше требований к установке АС.
Особенности АС с узким корпусом
Способствует хорошему воспроизведению с/ч, т.к. чем уже корпус, тем более звук становится всенаправленным. Если АС с широкой диаграммой направленности (узкий корпус) расположить в звонкой комнате, то тембр ее звучания будет сильно искажен. Узкий корпус и небольшие динамики приводят к нехватке телесности и образности. Такие АС надо размещать подальше от отражающих поверхностей.
Особенности АС с широким корпусом
Счастливый побочный эффект от узкой направленности в/ч - уменьшаются побочные отражения от близких поверхностей, минимизируя первичные отражения, которые влияют на з/картинку. Широкие передние панели и неглубокие корпуса - залог наиболее правильных характеристик направленности и сбалансированности н/ч диапазона в условиях реального помещения прослушивания. Если АС имеют узкую направленность (широкий корпус), а акустика комнаты глуховата - вы услышите собственно звучание АС.
Как же достичь подобных результатов в обычной комнате 4*6*2.7 метров? (почти стандартная российская комната)
Вы должны разместить ваши АС так, чтобы сначала прямой звук достиг ваших ушей, используя при этом абсорбенты (поглотители) в местах первых отражений от боковых стен. А вот позади вас должно быть больше пространства для создания большего звукового поля. Сядьте в кресло. Попросите кого-либо подвигать зеркало вдоль боковой стены. Когда вы увидите отражение АС в зеркале - это первая точка , откуда последуют ранние отражения. Звук отражается, как и свет - угол падения... В этом месте и надо разместить поглотитель. Сядьте на расстоянии 20-30 см от задней стены. Не помещайте никаких поглощающих материалов позади головы. Там могут быть только рассеивающие звук материалы.
Помещайте в углы комнаты поглощающие материалы. Другие меры - мягкие кресла, цветы, статуи и т.д. Они также будут рассеивать или поглощать вторичные отражения. Очевидно, что эти предметы не будут так же эффективны, как специзделия, но это - шаг в правильном направлении.
Помните, что любая рекомендация - только старт, начало для эксперимента, поэкспериментировав как следует, вы добьетесь желаемых результатов.
|