Итак, разобравшись со звучащими стенами вашего дома, вы можете проверить гармонию звука алгеброй, попрактиковаться ради эфемерных ценностей стереозвучания в перетаскивании мебели. И все это из-за пары колонок... А что делать, если душа и помыслы рвутся дальше, к домашнему театру, в котором многоканальность неотделима от самого понятия “театральный звук”? И когда наконец вскрыты все коробки и содержимое соединено в домашний театр, не обольщайтесь, что основные трудности уже позади. Ваш опыт установки акустики для традиционного стерео справедлив только в отношении фронтальных акустических систем и только в идеальных условиях, когда в строго прямоугольном и свободном помещении они располагаются симметрично с двух сторон от стоящего посредине одной из коротких стен телевизора, а у противоположной стены вокруг слушателей находятся тыловые громкоговорители. При этом необходимо ограничить отражение сигнала от стены за зрителями и пола. Большие застекленные книжные шкафы также представляют серьезную помеху для хорошего звучания.
В самых общих чертах положение фронтальной акустики должно обеспечивать звучание солиста, исходящее точно из середины. Звук от фронтальных акустических систем должен попадать к слушателям непосредственно, а не после отражения от стен. Этому способствует их ориентация на зрителя и установка так, чтобы излучатели высоких частот были на уровне ушей слушателей. Положение центральной акустики, которая “приклеивает” диалоги к изображению, должно совпадать с его вертикальной осью и находиться вблизи экрана. Чтобы на экране не появлялись искажения, акустика центрального канала должна быть хорошо экранирована. Можно использовать и громкоговорители, встроенные в телевизор: иногда качество их звучания оказывается лучше ожидаемого. Если при посещении большого кинотеатра вы посмотрите вокруг себя, то обнаружите, что громкоговорители для звуковых эффектов установлены подковообразно на трех стенах зрительного зала. Аналогичный или даже еще лучший результат можно достичь дома, например, с двумя парами тыловых громкоговорителей. Одну пару прикрепим на задней стене помещения, прямо под потолком, наклонно в направлении к зрителю, а вторую пару — на высоте фронтальных приблизительно посредине боковых стен. Очень важным является правильный баланс громкости боковых и тыловых акустических систем. И в этом случае лучше использовать для боковых каналов дополнительный усилитель мощности со своей регулировкой уровня, на вход которого также подается сигнал тыловых каналов.
Тыловые громкоговорители в традиционном исполнении, то есть с использованием только пары, для передачи окружающего звучания без разрыва между фронтом и тылом, что очень неприятно на слух (и было одной из объективных причин гибели квадрофонии!), желательно устанавливать на одной линии со слушателями, чтобы они не понимали, откуда исходит звук.
Чтобы пояснить общие пожелания, попробуем проиллюстрировать их на нескольких конкретных примерах. Кроме положения основной пары фронтальных громкоговорителей, с которыми уже почти все ясно, вы должны найти подходящее место для центрального громкоговорителя, пары тыловых, и по крайней мере одного сабвуфера. Большинству из тех, кто решился на это, придется бороться с книжными полками, дверными и оконными проемами, диванами и стульями, радиаторами отопления, бесчисленными альковами и даже сводчатыми потолками и каминами. Вы сами назовете остальное — все, что может встать преградой на пути идеального размещения громкоговорителей.
Чтобы пояснять, как обходить такие препятствия, мы предлагаем вам примеры трех жилых комнат и возможные варианты размещения в них аппаратуры и акустики домашнего театра. Одно помещение — это очень большая комната (зала с лепным карнизом у потолка), второе — большая комната в многокомнатной городской квартире, и, наконец, жилая комната в малогабаритной квартире.
Большая комната
Мы предлагаем размещение комплекта громкоговорителя для большого (6,0 x 7,5 метров) помещения с припотолочным карнизом, большим отражением и высотой 3,7 м. Пространство комнаты окружено многочисленными окнами, частично покрытыми вертикальными жалюзи, имеет скользящую дверь со стеклянными вставками и паркет на полу. Один маленький напольный коврик, диван и два стула с матерчатой обивкой — все, что обеспечивает поглощение звука в помещении.
На первый взгляд, соблазнительно поставить ТВ (33 дюйма) в угол слева от камина, что создает хорошее эстетическое равновесие. Но это совершенно не подойдет, если вы хотите усадить слушателя с комфортом на диван, где будет хорошо восприниматься и музыка, и звуковое сопровождение фильмов.
Для улучшения акустики помещения можно настелить ковровое покрытие от стены до стены, заложить оконные проемы, перенести дверь и дополнительно, но это уже не связано с акустикой, покрасить стены и потолок в черный цвет. Но опасность санкций со стороны архитектурного надзора в связи с перепланировкой заставляет подумать, что же можно сделать с этой стеклянно-деревянной пещерой.
Такое акустически живое, т.е. гулкое, помещение — отличное место для установки громкоговорителей системы THX, которые создают убедительное окружающее поле в помещении с отражениями благодаря обязательно дипольным тыловым громкоговорителям. Фронтальные и центральный громкоговорители, которые определяют звуковую картину спереди, лучше подобрать с ограниченной диаграммой направленности по вертикали, минимизируя отражения от пола и потолка.
Для фронтальных и тыловых громкоговорителей можно предложить THX-сертифицированные громкоговорители для домашнего театра от Kenwood, Kef, Jamo или JBL. У всех имеются полные THX комплекты, включая сабвуферы, которые вы сможете приобрести за сумму в пределах 3000$. Телевизор нужно, конечно, переместить из угла и поставить справа от камина. Центральную акустику положим сверху на ТВ, а фронтальные громкоговорители расположим на уровне головы слушателей, одну слева от камина и вторую справа от скользящей двери, на другом краю зоны прослушивания. При этом оба громкоговорителя желательно установить на расстоянии нескольких десятков сантиметров от стены и сориентировать их на слушателя, сидящего на диване. Для создания оптимальной зоны пространственного звука рекомендуется установить дипольные тыловые громкоговорители, закрепив их выше дивана на расстоянии 30-40 см по сторонам от слушателей так, чтобы излучение тыловой акустики было направлено к телевизору и в заднюю область помещения. Если владелец хотел бы сразу приготовиться к цифровому будущему, то, чтобы соответствовать требованиям формата Dolby Digital (AC-3) c 5+1 каналами, нужно использовать тыловые громкоговорители, воспроизводящие полный звуковой диапазон. Так как общий объем помещения достигает почти 150 куб.м, то может оказаться полезным использовать четыре сабвуфера, чтобы достигнуть театроподобного воздействия баса. Это несколько необычно и поэтому те, кто сочтут это чрезмерным, могут начать с двух сабвуферов, но внутренне должны готовиться к последующему переходу к четырем. Исходя из выбранных фирм, наилучшей рекомендацией будет пассивный сабвуфер с наибольшей отдачей. Для обоих сабвуферов можно использовать один моноусилитель мощности, а их сами расположить в комнате асимметрично, чтобы обеспечить равномерный бас: один в углу за левым фронтальным громкоговорителем, и другой у правой стенки за местом слушателя.
Вторым по важности, после правильного расположения громкоговорителей, является затемнение пространства для получения лучшего качества изображения и звука. И тут мы настоятельно рекомендуем замаскировать стеклянные двери и окна плотными шторами. Кино оказывает большее эмоциональное воздействие, если единственный источник световой информации — экран ТВ, так что звуковая система даже лучше в темном исполнении и с отключаемой индикацией. Ваш разум быстрее погружается в реальность видео, когда ничто визуально не сообщает вам о том, где действительно находятся границы помещения — как будто нью-йоркский филармонический оркестр сидит перед вами. Чтобы отрешиться от окружения и сосредоточиться на большой экран, можно убрать всю электронику домашнего театра в стойку или шкаф с непрозрачной дверцей или поместить его вне зоны видимости. Для улучшения звуковоспроизведения при прослушивании только музыки рекомендуем использовать параметрический эквалайзер, чтобы обеспечить THX громкоговорителям линейную частотную характеристику, отвечающую традициям высококачественной акустики (обычно они имеют около частоты 3 кГц спад на 3-6 дБ и подъем на частотах от 8 до 12 кГц). Некоторое нарушение гармонии интерьера может не понравиться чувствительным к дизайну людям, но это небольшая цена, которую придется заплатить за ожидаемое звучание.
Стандартная комната
Например, вы решили поместить ТВ в комнате 3,6 x 6 x 2,7 м, но места всегда почему-то мало и что-нибудь окажется на пути к идеалу размещения системы. Телевизор с 25-дюймовым экраном, конечно, нужно убрать из угла, в который он традиционно просится, и установить его в середине одной стороны зоны театра. А чтобы обеспечить хороший обзор экрана, стулья и кресла поставить по сторонам дивана. Музыку и звук кинофильмов в такой комнате могут обеспечить громкоговорители из нового ряда B&W, Canton или MB Quart благодаря их звучности. Обычно изготовители акустики ориентируются на воспроизведение популярной только сегодня музыки, и указанные фирмы не исключение. Эти громкоговорители удовлетворят не только критически настроенных слушателей музыки, но и зрителей благодаря их естетственности и точности. И очень важно, как они передают частотный диапазон, соответствующий человеческой речи.
Выбрав пару основных акустик, поместите их на фирменных подставках на расстоянии 60-90 см по сторонам ТВ. Этот разнос важен, чтобы обеспечить жесткую звуковую сцену и предотвратить искажения изображения ТВ, так как не все модели, к сожалению, имеют магнитную экранировку. И чтобы закончить с фронтом, в качестве центрального громкоговорителя нужно остановиться на согласованном по звучанию с фронтальными и обязательно экранированном.
Чистое, верное воспроизводство всей существенной звуковой информации, связанной с экраном, лучше обеспечит горизонтально ориентированный громкоговоритель. Его желательно установить на ТВ сверху, чтобы привязать диалог к изображению. Для тыловых каналов в таком помещении можно использовать как традиционные, так и дипольные громкоговорители, оставаясь при этом в пределах линейки выбранной фирмы. Идеальная установка этих громкоговорителей на стенах по сторонам позиции основного слушающего, но размещение зоны театра в нашем примере делает это невозможным. Поэтому размещаем тыловую акустику высоко на стенке за слушателями, одну на 30 см от стенки и другую слева над книжным шкафом. Эта схема размещения должна создать звуковое поле, охватывающее всех слушателей. Завершить домашний театр хорошо было бы добавлением активного сабвуфера, который содержит усилитель мощностью около 100 Вт и разделительный фильтр. В то время, как не возникает вопросов относительно воспроизведения басов, связанных с музыкой, использование сабвуфера могло бы дать существенное укрепление соответствующих эффектов кинофильмов. Чтобы получать максимум возможного от такого сабвуфера, желательно поместить его в угол вблизи от правого фронтального громкоговорителя. Конечно, можно сказать, что и в этом случае хотелось бы видеть еще и второй в комплекте, чтобы дать системе больше ударной мощи. Это была бы хорошая добавка для владельца, но соседи вряд ли сочтут это столь же приятным, как и он.
Малогабаритная комната
Ну, и где же разместить шесть громкоговорителей домашнего театра в жилой комнате 4x4 метра с двумя дверными проемами, мебельной стенкой и угловой тахтой? Идеальным было бы, конечно, приобретая аппаратуру, позаботиться и о специальной мебели для нее, чтобы установить 25-дюймовый телевизор и всю AV-электронику. Но какой владелец решится избавиться или переместить существующую стенку, даже если она не из розового дерева? Поэтому используем то, что есть. Установку акустики начинаем с пары малогабаритных громкоговорителей, и тут нужно поискать такие, которые вы оцените по звучанию как не уступающие напольным, но при этом не требуют так много места.
Громкоговорители Mission, NAD, Sony или Yamaha устроятся на любой полке с размером книги, хотя вы можете положить их набок. Как всегда мы рекомендуем поместить громкоговорители в стенке на уровне головы сидящего слушателя (что составит от 90 до 110 см от пола) и разнести друг от друга на расстояние приблизительно 1,5 м, чтобы избежать психоакустического конфликта между визуальными и слуховыми изображениями.
Конечно, не послушав звучание основных громкоговорителей в комнате, трудно определить их точное позиционирование, но думается, что они должны быть немного повернуты к слушателю, чтобы минимизировать любые проблемы, которые могли бы быть вызваны ранними отражениями. Если это не дает положительного результата, то можно поэкспериментировать с акустической обработкой фронтальной стены. Уменьшение ранних отражений особенно важно для прослушивания музыки, потому что в квадратном помещении они могут быть причиной эффекта неестественного отражения.
Для получения устойчивого тонального баланса фронта предлагается выбирать широкополосную центральную акустику с горизонтальным расположением динамиков. Это обеспечивает широкую диаграмму направленности в этой плоскости, которая помогает улучшить ясность диалога для каждого зрителя в комнате. Чтобы удерживать звуковой образ стабильным, акустика центрального канала должна быть расположена не более чем на 50 см от середины основных громкоговорителей, или, что лучше, непосредственно выше или ниже телевизора. Если в списке приоритетов владельца дизайн интерьера стоит высоко, то основные громкоговорители можно положить набок для большей законченности зрительного образа комплекта всех фронтальных акустических систем.
Тут можно высказать крамольную мысль, что в такой небольшой комнате можно вообще обойтись без центрального громкоговорителя: в любом AV-усилителе, процессоре или ресивере для этого есть режим работы без центрального канала.
Хорошим дополнением для малогабаритных фронтальных громкоговорителей может быть активный сабвуфер, например, Mirage MS 12 или Kef В30. Это позволяет совместить аудиофильное качество звука с домашним театром. Грубо — это куб со стороной приблизительно 40 см, который содержит низкочастотный громкоговоритель (30 см) и усилитель мощностью 100 Вт на дискретных полевых транзисторах. Такой активный сабвуфер позволяет регулировать уровень по входу всех каналов отдельно для линейных входов и входов с уровнем громкоговорителей, и кроме того, регулировку частоты разделительного фильтра для сигналов, поступающих на основные громкоговорители. И наконец, просто регулировка уровня сабвуфера, чтобы вы могли установить предпочтительный уровень громкости в месте прослушивания. Хотя сабвуфер мог бы быть помещен в углу для увеличения отдачи, чисто эстетически более приятно будет видеть его внутри секции стенки. Если, конечно, это возможно. Для помещения размером 4 на 4 м не существует особого оптимального положения, но может оказаться полезным поместить его на расстоянии 1/7 от одной из ограничивающих помещение поверхностей (возможно, даже и на стене), чтобы минимизировать влияние собственных резонансов квадратной комнаты.
Для тыловых громкоговорителей можно использовать как дипольные системы, так и акустику с односторонним излучением, что будет явно лучше для такого маленького помещения. Например, цилиндрические настенные акустические системы могут быть установлены в тыловых углах под потолком. Такая акустика дает широкую диаграмму направленности, благодаря добавлению к 16 см низкочастотному поворотных, коаксиально установленных высокочастотников. Это правильный выбор для тыловых громкоговорителей, так как при ориентации ВЧ головок на боковые стены достигается хороший диффузный звук.
Так что правильное размещение всех необходимых громкоговорителей в реальной семейной комнате отдыха или гостиной — это одна из самых сложных задач в оборудовании домашнего театра.
<< Вернуться в начало
|