Когда говоришь со знакомыми об их впечатлениях и о проблемах с настройкой домашнего кинотеатра, львиная доля вопросов касается басовой составляющей — ведь она является не только ключевой в смысле масштаба и полновесности кинодействия, но и самой требовательной к настройке и капризной. Более чем за половину проблем со звуком ответственен именно бас — как и эффект "любви с первого взгляда" тоже во многом лежит на самом нижнем регистре звука. В этой небольшой статье мы попробуем разобраться с ошибками, которые возникают при настройке домашнего кинотеатра в отношении баса, и дадим несколько рекомендаций по подготовке ваших комплексов к работе.
Итак, прежде всего необходимо решить, нужен ли в вашем зале отдельный сабвуфер. Несмотря на то что подавляющее большинство саундтреков записаны в многоканальном формате с выделенным каналом сабвуфера (.1 LFE), его применение может стать большим злом — при использовании системы с мощными напольным громкоговорителями в маленькой или резонирующей комнате. Основным правилом при покупке сабвуфера следует признать следующее: может ли комната не создавать резонансов при воспроизведении частот ниже, чем граничная частота основных колонок. Это легко проверить с помощью теста ТНХ (он есть на многих первозонных дисках) — частота от 20 Гц, записанная на DVD, при достаточной громкости может здорово помочь в выявлении комнатных резонансов. Впрочем, поскольку большинство моделей бюджетной напольной акустики сегодня имеет достаточно высокую нижнюю граничную частоту, а комнату можно доработать, то естественно, что сабвуфер захотят купить многие любители домашнего кинотеатра.
Тут подстерегает вторая проблема - множество дешевых моделей "баса в коробке" имеет легковесную конструкцию, которая не в состоянии дать полноценный бас и поддерживает действие гулом и призвуками собственного корпуса. Увы, покупка сабвуфера — это затратное дело, и при его выборе следует прежде всего смотреть на вес аппарата и размеры основного динамика: законы физики никто не отменял. Если не заниматься конкретным описанием определенных моделей, то можно вполне четко сказать — за редким исключением качественный сабвуфер должен весить не менее 25—30 килограммов и обладать тридцатисантиметровым динамиком. Отсюда и высокие цены — не ниже $500-600, а вероятнее всего — от $900.
Окей, мы купили сабвуфер и принесли его домой. Тут начинается самый тонкий процесс — "шаманские пляски", как называют его многие аудиофилы. Начнем с подключения. Обычно на сабвуфере есть два входных разъема RCA, а на ресивере — только один выход для "саба". По инструкции надо просто подключить одинарный провод, оставив второй разъем сабвуфера незадействованным, но можно использовать переходник "два RCA на один RCA" и подать сигнал на оба контакта аппарата. В некоторых моделях это может дать прибавку к уровню и немного улучшить качество, поэтому вполне стоит попробовать тем более что такой переходник стоит пару долларов. Если на сабвуфере есть балансный разъем XLR, однозначно стоит задействовать именно его, даже если ресивер оборудован только выходом RCA. Для этого надо будет найти переходник "RCA-XLR" (они довольно редки в продаже) или самому спаять кабель, использовав трехжильный провод и разъемы. В этом случае "земля" RCA замыкается с "землей" и вторым сигнальным контактом XLR, а "сигнал" RCA — с первым сигнальным контактом XLR. Эта манипуляция может улучшить качество звучания. При выборе сабвуферного кабеля меньше всего следует экономить — бас наиболее чувствителен к аналоговым межблочным интерконнектам, поэтому заложите на провод не менее 5-10% от стоимости самого сабвуфера.
После подключения, не производя никакой настройки, проиграйте упомянутое выше "Лого" ТНХ с диска и установите при этом высокий уровень громкости. Затем походите по комнате и определите то место, где сила баса будет наибольшей — именно оно и является оптимальным для размещения сабвуфера; если же по каким-то причинам поставить его там нельзя, постарайтесь разместить "басовик" хотя бы в непосредственной близости от этого места. Кроме того, если имеется такая возможность сабвуфер всегда следует располагать с использованием шипов на мраморной плите — размером немного больше основания аппарата и толщиной 5—10 сантиметров. Это позволяет существенно увеличить глубину баса.
После установки продолжайте проводить тест ТНХ на очень большой громкости. Теперь вашей задачей становится выявление резонансных мест в зале — так называемых "акустических зеркал". При воспроизведении самой нижней октавы в обычной комнате вы явственно услышите не только сам звук, но и неприятный призвук, дребезг — именно это и есть одна из главных проблем с басом. Внимательно прислушавшись, можно достаточно четко определить, какое место в зале резонирует. Если это пол, то следует попытаться закрыть его толстым ковром либо разместить на этом пространстве тяжелый мягкий диван, кресло или огромную детскую игрушку. Если это стена (или потолок), то резонирующую часть можно обить звукопоглощающей панелью или пробкой. Конечно же, в зале желательно наличие стеклопакетов и качественной двери. Выявив резонансные места и обработав их, можно приступать к настройке.
Некоторые модели ресиверов сегодня производят самостоятельную калибровку системы с помощью измерительного микрофона (например, технология MCACC от Pioneer) — это позволяет практически нивелировать резонансные эффекты. Если же такой функции в вашем аппарате нет, то лучше всего будет использовать SPL-метр, специальный измерительный микрофон.
Перед этим не забудьте установить все каналы системы в Large. То, что производители обычно рекомендуют ставить акустику в режим Small, является явной перестраховкой, которая не самым лучшим образом сказывается на звуке, — большинство бытовых моделей колонок в состоянии "играть" ниже 80 Гц, и, перераспределяя с них бас, нельзя добиться ничего, кроме уменьшения масштаба звуковой сцены и перегрузки сабвуферного модуля.
Запустив калибровку всех каналов (лучше, опять-таки, с диска ТНХ, а не через встроенный алгоритм аппарата), следует установить уровень громкости фронтальных каналов в 0 дБ, затем увеличить громкость, чтобы уровень их шума составил 75 дБ, и сравнить полученные значения с уровнем остальных колонок системы. Далее надо отбалансировать уровни так, чтобы на этом уровне громкости вся акустика давала те самые 75 дБ. Как правило, наиболее сложной настройкой "на слух" будет именно регулировка баса - с измерительным микрофоном его уровень придется здорово опустить по сравнению с эмпирической калибровкой. После этого надо отрегулировать частоту среза "саба", чтобы его совместная работа с основными колонками не была заметной, а местоположение аппарата в комнате было неразличимым на слух. Для этого опустите верхнюю граничную частоту воспроизводимого сабвуфером баса таким образом, чтобы получить ровный звук на тесте ТНХ, и проведите косметическую доводку расположения аппарата, чуть-чуть подвигав его относительно избранного вами места.
После этого дело осталось за малым — проиграйте вашу любимую сцену с какого-нибудь DVD, который обладает эталонным звуком (например, записанный в DTS Discrete момент сражения с троллем в подземелье в режиссерской версии "Властелина колец") и произведите тонкую настройку на ваш вкус. Кстати, упомянутый момент может служить и одним из лучших тестов на глубину баса, реально воспроизводимого системой, — если удар молота сказочного существа ощущался телом и слышался, как действительно устрашающий "ба-бах", то с басом в вашем театре все в порядке. К сожалению, многие системы вообще не дают никакого басового звука в этом моменте, ограничиваясь лишь среднечастотным спектром.
|